Новости отрасли

08.05.2012

Кому принадлежат банкоматы?

Многие украинские банки передают права на установку и обслуживание банкоматов специализированным компаниям.

"Банки задумываются над тем, чтобы второстепенные, рутинные функции передать кому-то. Такая практика существует на Западе. Банки занимаются своим делом, а операционной частью и технической по обслуживанию банкоматов занимаются аутсорсинговые компании", – рассказал в эксклюзивном интервью Антон Романчук, глава правления Украинского процессингового центра. Передача обслуживания банкоматов специальными компаниями улучшает работу автоматов. Но пока проблема качества обслуживания остается. Ведь до недавнего времени покупали в основном аппараты, которые уже были в использовании. Причина – активное расширение филиальной сети. "Есть задача у банка – расширить свою филиальную сеть для присутствия во всех регионах страны. Для этого нужно закупить сразу много банкоматов. А это довольно дорогостоящий проект. Поэтому, если стоит задача быстрой экспансии, то можно выбрать постепенный переход от б/у к новым", – объясняет Сергей Володченко, эксперт по безопасности банкоматов.

Средний возраст банкомата в Украине – 5 лет. Есть и старшие – по 7-10. Игроки рынка жалуются: последние два года финучреждения вообще не закупали новых. Озвучивают цифры. "По рынку количество сделок по покупке, продаже банкоматов резко упала. Если, например, в 2009 году установили 973 банкомата, то в 2008 году – в десять раз больше", – жалуется Антон Косторниченко, директор департамента розничного банкинга.

В каких странах покупают подержанные аппараты – не признаются. Говорят, что у банков, которые отказываются от расширения сети. Они дешевле почти втрое. Затем реставрируют и вводят в эксплуатацию. Но сами же игроки рынка отмечают, скупой платит дважды. "Покупая старый автомат, надо понимать, что он будет чаще ломаться, может быть ограничен к дальнейшему использованию. Ведь может не поддерживать новые технологии", – отмечает Романчук.

В среднем в Украине простаивают на ремонте от 3-х до 15% банкоматов. 70% из них – не работают за технической неисправности. Чтобы их починить, необходимо от 4-х до 2-х дней. Но это формально. В действительности же ремонт затягивается на несколько недель. В первую очередь это создает неудобства потребителям. Существует несколько проблем, которые могут возникнуть с пластиковой карточкой: во-первых, ее может не вернуть банкомат, во-вторых, могут не выдать средства. В таком случае следует обратиться в банк, в котором вы получили пластиковую карточку. Но и здесь оперативности от финансовых учреждений не стоит ждать. Для решения вопроса потребуется не один день. "Если карта застряла в банкомате, надо позвонить в службу технической поддержки. Они скажут, может, стоит немножко подождать. Либо вам скажут адрес, по которому нужно подойти с паспортом и забрать карту. Если делать новую карту, все зависит от оперативности банка", – рассказывает Косторниченко.

Обычно возвращают карту в течение нескольких дней, хотя иногда приходится ждать и дольше. В случае невыдачи наличных банкоматами, расследование продолжается не менее недели. Также не единичны случаи, когда на экране аппарата отображается сообщение о перезагрузке системы. Таким банкоматом лучше не пользоваться. Стоит быть внимательным, и набирая пин-код: клавиши могут быть неисправными.

Но эксперты оптимистично заявляют: тенденция на рынке меняется. В этом году банки вместо старых аппаратов начали ставить новые. К тому же, расширяют перечень их функций. Однако об увеличении количества банкоматов в финучреждениях пока не говорят.

Источникhttp://www.ubr.ua

Возврат к списку